Органный концерт «Органный космос. Бах, Вивальди, Муффат, Брамс, Мессиан»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Органный космос — от Баха до Мессиана. Одна из самых ярких органисток молодого поколения Мария Коронова представляет широчайший спектр возможностей короля инструментов. Барокко и романтизм. Германия-Франция-Россия.

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. В этот день он предстанет в окружении своих старших современников. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов Масштабность и драматизм опусов мастера стали предвестниками органного стиля Баха.

Георг Муффат — интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его органный сборник Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов солнечного венецианца для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ля минор — один из самых популярных в этой удивительной истории.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви. «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне». Огромный подъём в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской и Московской консерваториях. В начале ХХ века русскую органную школу представляли такие выдающиеся музыканты, как Хомилиус, Гедике, Браудо.

Органный космос ждет!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре мажор BuxWV 139;
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната до минор BWV 526;
  • Nun komm der Heiden Heiland BWV 660
  • Георг Муффат (1653–1704) Токката Octava из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593
  • Константин Хомилиус (1840–1918) Прелюдия соль мажор
  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия ля минор WoO 9
  • Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité: IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Господне»)

Исполнитель: Мария Коронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.