Органный концерт «Воспоминание о Бахе и чистые воды»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и чистые воды – за органом Виталия Котова. Изыски Куперена и космос Баха, мощь Вьерна и философская лирика Франка: безграничные возможности органа откроются в течение одного вечера.

Франсуа Куперен – непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Основу творческого наследия Куперена составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Богатство фантазии Великого Мастера воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах, представленный в концерте циклом из Прелюдии и фуги ми мажор, где виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами.

Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Творчество Баха привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминание о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Отец Видора был органистом и строителем органов, другом крупнейшего органного мастера, великого новатора XIX века Аристида Кавайе-Коля, по рекомендации которого Видор поступил в Брюссельскую консерваторию. По окончании курса Видор был приглашён временно занять пост органиста в парижской церкви Сен-Сюльпис, взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение 64 лет.

Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!Выдающийся виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Наряду с органной музыкой, прославленный органист и композитор Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».

Воспоминание о Бахе и чистые воды – только позитивные эмоции.

Программа:

  • Франсуа Куперен (1668–1733) Офферторий из Приходской мессы
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566
  • Шарль – Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из Шести пьес для органа «Воспоминание о Бахе»
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа No 2 си минор FWV 39
  • Жан Ален (1911–1940) Фантазия для органа No 2
  • Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор
  • Тьерри Эскеш (1965) Поэмы для органа: Чистые воды, Маски, Стих надежды

Исполнитель:

Виталия Котова, орган