Органный концерт «Времена года с Вивальди и Пьяццоллой»

Продолжительность: 1 час 10 минут

VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.

В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Времена года с Вивальди и Пьяццоллой — за органом неповторимая Мария Лобецкая. За один вечер вы испытаете абсолютное погружение в ЗИМУ в разных уголках планеты. Италия.

«Времена года» Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии.

«Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы — лирическая сюита о чувствах и судьбах маленького человека в большом городе. Он назвал свой цикл Cuatro Estaciones Porteñas, намекая на бедняков, ютящихся на улочках портовых кварталов Буэнос-Айреса, где собственно и родилось аргентинское танго. Это зарисовки из жизни обитателей городских окраин, любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе.

И, конечно, в навечерие Рождества по юлианскому календарю под сводами петербургского храма с богатейшей историей прозвучат три версии хоральных обработок Баха на тему протестантского хорала «Приди, язычников Спаситель». Солнечная нота концерта — Фантазия Иоганна Себастьяна, написанная во французском стиле. Французская линия концерта продолжится в 6 антифонах на Рождественские темы Марселя Дюпре — выдающегося композитора и исполнителя, известного не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть.

Колядки, праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века. Они стали неиссякаемым источником вдохновения для многочисленных музыкантов. Так Lulajże, Jezuniu (Баю-бай, Иисусе) использовал в своем знаменитом скерцо си минор гениальный польский композитор Фредерик Шопен. Эту чудесную колыбельную полюбил и Хосе Каррерас. Культовый тенор перевел ее на испанский язык и включил в свой репертуар. А вот наш современник Роб Петерс написал на нее органные вариации. «Снег над Ленинградом» гениального Микаэла Таривердиева завершит этот чудесный органный вечер.

Времена года с Вивальди и Пьяццоллой — зима над планетой Земля.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 (Пьеса во французском стиле)

Три хорала Nun komm der Heiden Heiland BWV 659-661

  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» RV 297
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Зима из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» (Cuatro Estaciones Porteñas)
  • Марсель Дюпре (1886–1971) Из цикла «6 антифонов на рождественские темы» ор. 48:

III. Tecum principium, in die virtues tue

VI. Lumen ad revelationem

  • Роб Петерс (*1969) Вариации на тему польской колядки Lulajze Jezuniu op.111
  • Микаэл Таривердиев (1931–1996) Снег над Ленинградом из музыки к кф «Ирония судьбы»

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Мария Лобецкая, орган