Роскошь Франции и код Bach

Продолжительность: 1 час 10 минут

Роскошь Франции и код Bach — концерт двух ярких органистов Сергея Буслова и Цзэ Жэнь.

Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Некоторые из них даже писали музыку, используя код имени гения. Фамилия Bach состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему Bach, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.

Луи Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, с 1685 или 1689 года — в Париже, в 1708-1716 годах играл на органе в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Франсуа Куперен, непревзойденный мастер рококо, еще при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Богатство фантазии Куперена воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Клавесин, обладающий специфическим тембром, в опусах Куперена обретает новое рождение. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Сезар Франк, глава французской романтической органной школы, блестящий педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся органистов-композиторов, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. До конца своих дней Франк играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов своего времени. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством Луи Вьерна и Шарль Турнемира. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика. Музыкант вошел в историю органного исполнительства знаменитой серией из 20 концертов, на которых исполнил все органные сочинения Баха наизусть.

Окунитесь в роскошь Франции и разгадайте код Bach!

Программа:

  • Луи Маршан (1669-1732). Grand dialogue
  • Франсуа Куперен (1668-1733). Tierсе en Taille
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Морис Дюрюфле (1902-1986). Фуга на тему карильона собора в Суассоне op.12
  • Жан Арист Ален (1911-1940). Фантазия №2
  • Сезар Франк (1822-1890). Хорал № 1 Е dur FWV 38 15
  • Ференц Лист (1911-1886). Прелюдия и фуга на тему ВАСН

Исполнители:

Цзэ Жэнь, орган

Сергей Буслов, орган