Ave Maria и прикосновение к бесконечному

25.10
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ

Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Петербургские музыканты Лиза Озерная и Егор Колесов представят богатейшую палитру версий Ave Maria, в числе которых Бах-Гуно и Шуберт, Керубини и Сен-Санс, Шух и Бабаджанян.

В многочисленных музыкальных версиях Ave Maria не всегда использовался канонический текст. Так, один из признанных шедевров родился из фортепианной импровизации Шарля Гуно на Прелюдию до мажор Баха из Первого тома Хорошо темперированного клавира, а не менее известная Ave Maria Шуберта была положена на фрагмент текста нашумевшей поэмы Вальтер-Скотта «Дева озера». Интересен вариант Арно Бабаджаняна — композитор создал свой вариант без слов, а вокализ отсылает нас к традициям музыкального языка барокко.

Сольный орган представлен широчайшим спектром сочинений разных стилей и жанров. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически выверенной фугой.

Великолепные концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между частями его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума, в 1730-е вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступил в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.

Фантазия фа минор KV 608 написана Моцартом за год до кончины по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). Моцарт писал для механического органа, но мыслил в иных масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.

Французский акценты вечера — сочинения Александра Боэли и Жана Алена. Боэли оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком.

Жан Арист Ален, представленный одной из самых популярных пьес органного репертуара «Литании», объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Программу завершает сочинение нашего современника Гельмута Михаэля Бранда «Благословенно имя Его вовеки». Написанное в стиле Tintinnabuli, оно возвращает нас к истокам музыки — изначальной простоте.

Ave Maria и прикосновение к бесконечному — одно из интереснейших событий органного октября.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
  • Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608
  • Луиджи Керубини (1760–1842) Ave Maria
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Концерт для органа с оркестром соль минор op. 4 № 1: I. Andante
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Александр Боэли (1785–1858) Фантазия и фуга си-бемоль мажор op.18
  • Камиль Сен-Санс (1835–1821) Ave Maria
  • Арно Бабаджанян (1921–1983) Вокализ
  • Жан Ален (1911–1940) Литании
  • Михаил Шух (1952–2018) Ave Maria
  • Гельмут Михаэль Бранд (*1959) Sein Name wird ewigliсh bleiben (Psalm 7217) (Благословенно имя Его вовеки)
  • Прикосновение к Бесконечному в пяти конечных частях

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Лиза Озерная, сопрано
  • Егор Колесов, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет