Большая органная тетрадь: от Баха до Буцко

11.10
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ

Большая органная тетрадь — перевернуть страницы многочисленных сочинений для короля инструментов от Баха до наших дней приглашает талантливая московская гостья вечеров на Ковенском Екатерина Табакова. Самая «органная» страна Германия раскроется в музыке блистательных эпох барокко и романтизма.

Старший современник Баха Николаус Брунс, представленный развернутой Прелюдией, — немецкий органист, скрипач и композитор. Это один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Великий мастер объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом космосе. Это протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок, до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении.

Феликс Мендельсон не только вернул музыкальное наследие Баха из забвения в XIX столетии, но и продолжил его славные традиции. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, Мендельсон использовал свои органные импровизации, в которых был признанным мастером. Именно поэтому его сонаты известны своей жанровой эклектичностью: в них нет регламентированного количества частей, а в их числе — церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Представленный Пассакалией из органной сонаты Йозеф Габриэль фон Райнбергер писал в самых разнообразных жанрах. Он намеренно находился в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе и создавая удивительные по своей красоте и мелодизму шедевры.

Творчество органиста и композитора Зигфрида Карг-Элерта практически неизвестно в России. В его изысканном и узнаваемом музыкальном почерке сконцентрировались черты переходной эпохи. Карг-Элерт является наследником двух ведущих школ немецкой музыки XIX века, стоявших некогда в оппозиции друг к другу, — лейпцигской и веймарской. Значительную роль в творческой биографии музыканта сыграла встреча с Григом. Композитор сочинял в разных жанрах, но наиболее популярна его органная музыка.

«Большая органная тетрадь» Юрия Буцко — уникальное явление в современном органном репертуаре, созданном в России. Обращение к старинным жанрам абсолютно по-новому раскрывает их в наши дни, представляя богатейший спектр образов и ассоциаций.

Большая органная тетрадь — невероятное путешествие от Баха до Буцко!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in G
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op. 65/3
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия (из Сонаты для органа № 8 ми минор ор. 132)
  • Юрий Буцко (1938–2015) Вечное движение (из Первой Большой органной тетради)
  • Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Симфонический хорал Jesu, meine Freude op. 87 № 2: II. Canzone – III. Fuga con Corale

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Екатерина Табакова, орган, Москва

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.