Органная Европа: от Баха до Уэсли

Органная Европа: от Баха до Уэсли — Германия, Франция, Австрия, Британия в течение одного вечера. Символической прелюдией к концерту станет звучание Пассакальи петербургского композитора Александра Кнайфеля, с которым мир простился минувшим летом.

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, в отличии от Баха, никогда не покидавшего пределов Германии, истинного успеха достиг в туманном Альбионе.

Бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей Моцарт под её влиянием претерпел значительную эволюцию стиля. Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.

Наверно, нет композитора, на чьем творчестве не отразилось бы влияние Баха. Органные сонаты Мендельсона, возродившего в XIX столетии интерес к забытому творчеству Баха и продолжающего в своих сочинениях следовать традиции баховской полифонии, — новая эра в развитии органной романтической сонаты. У Мендельсона, как и у Баха, их тоже шесть. Количество частей варьируется от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии.

Еще один австрийский гость вечера — Георг Альбрехтсбергер — композитор, органист, педагог и музыкальный теоретик, создатель многочисленных церковных и светских сочинений, автор знаменитого учебника «Фундаментальное руководство по композиции».

Органная история Британии представлена творчеством Сэмюэля Уэсли, композитора, органиста, дирижёра, представителя известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли, внук поэта периода Стюартов Самуила Уэсли, племянник основателя Методистской церкви Джона Уэсли, он неожиданно обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI.

Органная Европа: от Баха до Уэсли — большое музыкальное приключение ждет вас!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Александр Кнайфель (1943–2024) Пассакалья
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Три фуги из цикла «Шесть больших фуг»
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608
  • Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Три пьесы из цикла «12 пьес для органа»
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op. 65: Allegro con brio – Andante religioso – Allegro maestoso
  • Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809) Три пьесы из цикла «8 маленьких прелюдий» Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

  • Юрий Семенов, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.