Органные истории Германии

27.10
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ

Органные истории Германии — замечательная петербургская органистка Марина Вяйзя приглашает в незабываемое музыкальное путешествие сквозь столетия. Германия прославилась несколькими поколениями великих композиторов, органистов-виртуозов, а также легендарными династиями органостроителей. Многие из них по сей день продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в самых разных странах мира.

Эпоха барокко представлена масштабными опусами Дитриха Букстехуде и Иоганна Себастьяна Баха. Двери в богатый событиями музыкальный мир 19 столетия откроет творчество выдающегося романтика Феликса Мендельсона.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый светский фестиваль органной музыки. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль Букстехуде отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

Именно органное творчество сделало Баха известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни.

В органном наследии мастера — развёрнутые двухчастные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты.

Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. Он заново открыл миру забытое в XIX веке творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — говорил о Мендельсоне Шуман.

Цикл из Шести сонат занимает главное место в органном мире Мендельсона. Музыкант прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат, известный своей разножанровой эклектичностью. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Основа вариаций из первой части Шестой Сонаты — аутентичная мелодия «Отче наш», восходящая еще к XIV столетию.

Органные истории Германии —с органом через столетия!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV 156
  • Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BuxWV 219
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга фа мажор BWV 540
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона ми минор BuxWV 169
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich BWV 682
  • Токката ми мажор BWV 566
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Andante ре мажор MWV W 6
  • Соната ре минор ор. 65 № 6: Choral – Andante sostenuto – Allegro molto – Fuga (sostenuto e legato) – Finale (Andante)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Марина Вяйзя, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет