Органный концерт «Органные легенды Германии»

04.10
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ

Органные легенды Германии — страны номер один в истории развития мирового органного искусства. Выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и, конечно же, величайшие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в разных странах мира, по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов! Ощутить немецкую органную историю во всем ее многообразии вас приглашает Елизавета Толмасова.

Концерт откроют сочинения старших современников великого Баха. Георг Муффат учился в Париже служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Бах писал для органа в течение всей жизни, оставив многочисленное наследие в самых разнообразных жанрах. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Феликс Мендельсон, вернувший в XIX столетии Баха из забвения, продолжил его фундаментальные традиции, наполнил органную историю своего времени дерзкими новациями и возродил интерес к инструменту инструментов. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для органа, Мендельсон использовал свои импровизации, в которых был признанным мастером. Именно поэтому в сонатах нет регламентированного количества частей и они поражают многообразием форм, в основе которых церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Макс Регер — поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. В творчестве Регера орган стал ведущим инструментом. Хорошо известно высказывание композитора: «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс». Макса Регера можно назвать последним из немецких романтических «бахианцев».

Создатель всеми любимой «Раймонды», восьми масштабных симфоний, инструментальных концертов и камерных сочинений, директор Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов не обошел вниманием и орган. Органное творчество композитора неразрывно связано с французской традицией, но в то же время, перекликается и с баховскими принципами.

Органные легенды Германии — только лучшая музыка!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор
  • Георг Фридрих Муффат (1653–1704) Токката № 1 ре минор Apparatus Musico-Organisticus
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната до минор BWV 526 Vivace-Largo-Allegro
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 1 фа минор op. 65
  • Макс Регер (1873–1916) Хоральная фантазия Halleluja! Gott zu loben op. 52 № 3
  • Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор оp. 98

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Елизавета Толмасова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.