Органный концерт «Времена года и Ave Maria»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов «Время органа»

Органный концерт «Времена года и Ave Maria»

Времена года и Ave Maria — чудесный музыкальный подарок петербуржцам и гостям культурной столицы в месяц, когда западная и восточная церкви отмечают Рождество Девы Марии с интервалом в две недели. Прекрасный дуэт скрипки и органа, Алла Морозова и Вера Демченко, представляют программу с Соборе, возведенном во имя Богородицы. На этот раз, молитва, обращенная к Пречистой Деве, прозвучит в инструментальном варианте, создав особую медитативную атмосферу. Вы услышите самые известные версии Ave Maria — Шуберта, Баха-Гуно и целых две — Сен-Санса.

В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор», затем положенная на канонический текст в вокальном варианте.

Аve Mariа Шуберта написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии — это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком.

Яркий акцент музыкального вечера — «Времена года» Вивальди и Чайковского. «Времена года» харизматичного венецианца Антонио Вивальди — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы в Цикле из 12 характеристических картин для фортепиано.

Орган соло представлен опусами, входящими в «топ 10». Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ля минор — один из самых популярных в этой удивительной истории. Ведь даже сейчас слушатели нередко приписывают ряд этих шедевров именно Баху, а не Вивальди!

Французскую линию концерта откроет сочинение Александра Боэли, музыканта, который оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком. Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы и бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Времена года и Ave Maria — чудесное вступление в петербургскую осень.

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Времена года» № 2 «Лето» для скрипки, струнных и бассо континуo соль минор в 3-х частях ор. 8 (переложение для скрипки и органа): Allegro non molto — Adagio — Presto
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ре минор BWV 539/I
  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт для органа № 2 ля минор BWV 593: II. Adagio
  • Антонио Вивальди Концерт «Времена года» № 3 «Осень» для скрипки, струнных и бассо континуo фа мажор op.8 (переложение для скрипки и органа): Allegro — Adagio molto — Allegro
  • Александр Боэли (1785–1858) Andante con moto, ор.18 № 1
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria (переложение для скрипки и органа)
  • Ave Maria (переложение для скрипки и органа)
  • Габриэль Форе (1845–1924) Пробуждение (транскрипция для органа соло Гуэна)
  • Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Октябрь из цикла «Времена года» (12 характеристических картин ор. 37 bis оp. 37b)
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 для органа ля минор FWV 40

Исполнители:

лауреаты международных конкурсов

  • Вера Демченко, скрипка
  • Алла Морозова, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.