Органный концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Времена года – в холодный петербургский вечер вы переместитесь в разные сезоны вместе с Вивальди и Чайковским.

Цикл из четырех скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди – наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня – проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года – четыре возраста жизни человека – четыре стороны света – четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» – это путь человека от безмятежной юности, радости весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменеты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа.

Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Прелюдией и фугой ре мажор, созданной в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой, и легендарной арией из Третьей оркестровой сюиты в транскрипции для скрипки и органа. Помимо своей композиторской деятельности, Феликс Мендельсон Бартольди, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом.Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг. Церковные сонаты Моцарта – подлинные миниатюрные шедевры. 17 сонат, две из которых заявлены в концерте, – одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников.

Времена года – перемещение между сезонами в обществе Вивальди и Чайковского.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для cкрипки и органа)
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Зима из цикла «Времена года №4 ор. 8 в 3-х частях (переложение для скрипки органа): Allegro non molto –Largo – Allegro
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Зигмунда Сатмари)
  • Антонио Вивальди Концерт Весна из цикла «Времена года» №1 в 3-х частях ор.8: (переложение для органа и скрипки) Allegro – Largo – Allegro
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями
  • Прелюдия и фуга ре минор ор. 37/3
  • Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Октябрь, Декабрь и Февраль из цикла «Времена года»,12 характеристических картин, опус 37 (переложение для скрипки и органа)

Исполнители:

  • Мария Баева-Кузнецова, скрипка
  • Алла Морозова, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.